Об азиатской пастушьей собаке

Иванова Татьяна Михайловна – Эксперт Всесоюзной категории

Практически в любой книге, посвященной крупным породам собак, в исторической части происхождения находим сведения о древних боевых и охотничьих собаках. Памятники древнего искусства донесли до нас их изображения. Это изображения боевых собак Вавилона. Изображения крупных охотничьих собак, запечатленных в моменты охоты на львов или лошадей. Большое счастье, что прошедшие века не поглотили облик этих собак. Когда смотришь на подобные изображения, то возникает ощущение сложившегося облика пород собак вполне определенного назначения. Как правило, произведения изобразительного искусства до Р.Х. донесли сцены из жизни людей, наделенных властью, богатых. Так, военные крупные собаки широко использовались в войсках. Обратимся к текстам дошедших до нас авторов. Геродот (р. между 490 и 480, ум. ок. 425 г. до н.э.) в 9 книгах «Истории» пишет о породах и, описывая снаряжение обозов, упоминает о собаках. По этим отдельным упоминаниям можно проследить численность использованных собак, их происхождение. Безусловно, таких боевых собак могли содержать только особы, наделенные властью.

Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Г.А.Стратановского. «Наука», Ленинградское отделение, Л., 1972 г., 600 с.

Кн. 1. 192 «Сколь велико богатство Вавилона, я могу ясно показать на многих других примерах, но ограничусь следующим. Вся страна, подвластная великому царю, обязана, кроме обычной подати, еще содержать царя и его войско. Итак, вавилонская земля из 12 месяцев четыре месяца в году поставляет царю продовольствие, а восемь месяцев – вся остальная Азия. Таким образом, одна эта Ассирия по богатству занимает третье место во всей Азии. И наместничество в этой стране, которую персы называют сатрапией, безусловно, самое доходное из всех наместничеств Тритантехм, сын Артабаза, которому царь пожаловал эту область в управление, каждый день собирал с нее полную артабу серебра (артаба – персидская мера). У самого Тритантехма, кроме боевых коней, было еще 800 жеребцов, покрывающих кобылиц, а кобылиц было 16000 (каждый жеребец покрывал по 20 кобылиц). Он держал также так много собак индийской породы, что четыре больших селения на равнине должны были доставлять пищу для них и за это были освобождены от прочих обязанностей. Так богат был правитель Вавилона».

Кн. 7. 186 «Столь велика была боевая мощь Ксеркса! Обоз же, следовавший за войском, команды легких судов с продовольствием и прочихвспомогательных кораблей были, мне думается, не менее многочисленны, но даже еще многочисленнее самих боевых сил. Однако я принимаю численность обоза равной численности боевой силы и вовсе не больше и не меньше. Если это так, то численность обоза составляет столько же мириад, как и боевой силы. Таким образом, Ксеркс, сын Дария, привел к Сепиаде и Фермопилам 5 283 220 человек. Такова была общая численность полчищ Ксеркса.»

Кн. 7. 187 «Число же поварих-женщин, наложниц и евнухов точно определить невозможно. Так и количество упряжных и других вьючных животных и индийских псов (см. примечание) в войсках нельзя установить из-за огромного их числа. Поэтому вовсе не удивительно, что нашлось достаточно пищи для остальных мириад людей. Ведь, по моим расчетам, выходит: если ежедневный паек на человека только 1 хеник пшеницы и ничего больше, то каждый день выходило 10340 мидимнов. При этом я не считаю количества продовольствия для женщин, евнухов, вьючного скота и псов. Однако из стольких мириад людей не было ни одного по красоте и статному телосложению более достойного обладать таким могуществом, чем сам Ксеркс.»Привозимые тогда из Индии в Персию охотничьи и сторожевые собаки

Кн. 3. 106 «…Самая крайняя страна на востоке, как я сказал, это Индия. И в Индии не только четвероногие животные и птицы гораздо большей величины, чем в других странах, кроме коней (они меньше мидийских, так называемых нисейских коней)».

И охота была привилегией власть имущих. Она даже была обязательной составной частью в воспитании юношества. Ксенофонт в «Киропедии» пишет:

«Если персы считают охоту государственным делом, во главе которого, так же как и на войне, стоит сам царь, – а царь и сам охотится, и за другими следит, чтобы они принимали участие в охоте, то это происходит потому, что охота представляется им занятием, более всего похожим на войну. Охота приучает вставать рано, переносить холод и жару, закаляет тело в беге и на марше. Охота во многом воспитывает и мужество, так как в схватках с могучим зверем приходится бить его на близком расстоянии и увертываться, когда он нападает».

Заметим, что в армии Ксеркса использовались «привозимые тогда из Индии собаки». Но вот найти изображения индийских собак пока не удалось. В кинологической литературе, как правило, происхождение всех догообразных, т.е. крупных собак прослеживается от собак Тибета. Версия, что это – собаки тибетские, гималайские, индийские. Однако следует обратить внимание на следующий факт. Древность сложившейся породы аборигенных, подчеркиваю, аборигенных собак Тибета практически достоверно доказана. Тибет – это труднодоступные высокогорные области со сложнейшим климатом, со своими отличительными укладами жизни людей. И как социальный заказ народа для выполнения конкретной работы – собака, отвечающая этим требованиям, крупная, независимая, способная принимать самостоятельные решения, очень правильно оценивающая обстановку в проявлении своего поведения и способная к выживанию в этих условиях.

Легенды, живущие в народе и передаваемые из поколения в поколение, описания небольшого числа очевидцев доносят до нас это. На собак оставляли женщин и детей, когда мужчины уходили в города менять произведенные продукты питания. Караванные собаки днем сопровождали караваны, навьюченные такими же грузами, как и другие вьючные животные, а ночью становились сторожами. Заметим, что собаки не удерживались привязями. Они были злобными только на своей территории, когда опасность переходила границы, ими же определенные. Наверное, такое чувство испытали и мы в 1991 г., когда были в Дагестане. Нам воочию удалось на себе испытать это очень четкое разграничение границ, оценку собаками ситуации. Для лучшего понимания того, каким представляется работа собак прошлого, ибо заложенное в самой собаке – это результат многовекового отбора, опишу те чувства, которые испытали мы сами.

Мы ехали вдоль дороги. Начало июня, большинство отар уже направилось на летние пастбища. У обочины увидели остановившуюся на отдых отару. Лежали овцы, пастухи, работали только собаки, каждая медленно передвигались вдоль своей стороны. Ни привязей, ни указаний пастухов. Мы вышли из автобуса и направились под откос к отаре. Но спуститься по откосу нам не удалось, мы даже и не заметили, как перед нами шеренгой встали несколько собак. Без лая, может быть, чтобы не пугать овец? Очень выразительно и убедительно они, стоя на месте, делали угрожающие короткие рывки нашу сторону. Нам было все понятно, подошли пастухи, и собаки спокойно дали нам возможность говорить, никто из них не угрожал более на том же расстоянии от отары. И опять-таки никаких угроз собакам со стороны пастухов, никаких привязей. Все очень дифференцировано самими собаками.

Такое же мы испытали в кутанах. Отары этих близко расположенных кутанов собирались в путь на следующий день. Пока овцы были в загоне, огромные кобели пастушьих собак спокойно общались с нами, разрешали их гладить, но как только выпустили из загонов овец, сука легла между овцами и домом, около которого мы находились, – и как и не бывало нашего предварительного знакомства. Эти собаки лучше всего демонстрировали разницу в понятиях «гостеприимство» и «служба».

Итак из описания собак военных и охотничьих Геродотом, Страбоном, Диодором, собак власть имущих, можно сделать вывод, что крупные военные и охотничьи собаки, а также применяемые для борьбы с хищниками в цирках, имели разное сложение и отличались разным характером и в этот исторический период. Александр Македонский имел в своей армии собак, но когда царь Сопиф преподнес ему в подарок 150 собак, продемонстрировав их стойкость, Александр Македонский, судя по описаниям его реакции, оценил их по достоинству. Они отличались от его собак стойкостью характера, видимо, и сложением, ростом, если принять во внимание описание Геродотом животных Индии. Это был подарок побежденного царя победителю, он не мог быть плохим, а судя по тому как оценил его Александр Великий, это был царский подарок.

Диодор «Историческая библиотека» Книга 17 Изд Ак наук СССР, М -Л , 1962 г.

92 «Александру он предложил много богатых даров, подарил ему полтораста собак, удивительных по величине, силе и прочим достоинствам говорили, что это – помесь кобелей с тигрицами (2) Желая, чтобы Александр своими глазами убедился в высоких качествах этих собак, Сопиф приказал загнать в загородку взрослого льва и напустил на него двух наихудших из подаренных им псов Им было не под силу справиться со зверем, выпустили еще двух собак (3) Четверо одолели льва, тогда Сопиф послал человека с мечом отрубить правую лапу у одной собаки Царь закричал, прибежали телохранители и схватили инда за руку Сопиф пообещал вместо этой собаки дать трех, и охотник стал спокойно понемногу срезать мясо с лапы Пес не издал ни рычания, ни воя, вцепившись зубами в льва, он не двигался с места, пока, обескровленный, не упал мертвым на зверя».

Каким был облик этих индийских собак? Такой ли как в сценах охоты на диких лошадей? Или как на картине Карла Рутарта «Охота на медведя»? Опять-таки отступление к их происхождению.

Профессор К. Келлер в книге «Происхождение наших домашних животных», издание П.П. Сойкина, С -Петербург, 1913 г, на странице 8 пишет, что конечная цель истории домашних животных есть определение дикой родоначальной формы наших ручных рас и географическое установление очага образования каждого вида домашних животных. Дальнейшая задача – проследить пути, по которым происходило распространение в различные земли. И далее, «так как домашние животные принадлежат к живому инвентарю человека и составляют чрезвычайно важную часть его культурного достояния, то ясно без дальнейших рассуждений, что пути их странствий совпадают с путями странствий человека».

Проф. К. Келлер, рассматривая происхождение расовой группы догов, ссылается на название их древними писателями «индийские собаки» и считает, что это указывает на их переселение с востока. Подобные собакам Ассирии и Вавилона известны очень похожие на них доги в Гималайской области, особенно на Тибетском плоскогорье. Этим собакам посвящена монография Макса Зибера «Der Tibethund’ Winterthur, 1897.

Однако, если исходными считать тибетских собак, то нужно постоянно помнить, что это аборигенные собаки, сформировавшиеся и существовавшие в определенном климатическом регионе, именно к этим условиям оптимально приспособленные. В других климатических условиях в таком виде существовать они не могут. Их влияние могло сказаться на местной крупной собаке. Специфика условий высокогорного проживания и содержания и есть особенность. Широко известна во всем мире подготовка спортсменов в условиях высокогорий. Именно в таких школах были подготовлены практически все олимпийские чемпионы по бегу среди чернокожих спортсменов. Они выделяются особой пластикой движений, свободой, внешне обтекаемой мускулатурой. Вся подготовка построена на определенных процессах, происходящих в организме человека в условиях высокогорий. Кратко об этом из «Медицинского справочника тренера», М., «Ф и С», 1976 г, стр. 252-253.

Пребывание в горах в условиях недостатка кислорода (гипоксии) способствует повышению неспецифической устойчивости организма, расширяются его функциональные возможности и повышается качество выносливости. Для тренировки представителей большинства видов спорта используются два уровня от поверхности моря – 1000-1200 и 1500-2500 м. В первые дни пребывания проходит акклиматизация организма. Переезд из среднегорья на уровень моря сопровождается явлением реакклиматизации. Ее продолжительность 10-12 дней. Продолжительность повышенной работоспособности сохраняется 2-3 месяца.

Об эффекте увеличения мускульной силы за счет перехода из области с низким давлением (гор) в область с высоким давлением (на уровне моря), пишет Адамец в книге «Общая зоотехния», 1933 г, стр. 129:

Переход из области низкого давления в область нормального приводит к разным обменам в крови и дает эффект увеличения силы. Этим пользуются в большом спорте, это широко применяется в республиках Срединной Азии при тренировке собак для традиционных боев. На высоте в горах содержание кислорода меньше, и организм должен перестраиваться – легкие дышат в полную силу, в результате мышцы лучше снабжаются питанием. Такие результаты, какие спортсмены показывают на соревнованиях в условиях высокогорья, они не могут показать на обычных высотах Эффект насыщенности крови кислородом и используют при высокогорной подготовке спортсменов к соревнованиям. Перейдя в область нормального давления, мышцы еще некоторое время хорошо снабжаются кислородом через кровь, и в течение этого времени спортсмены имеют эффект увеличения силы.

Это длинное отступление касалось собак военных и охотничьих, которых специально отбирали и содержали. Но была и еще одна порода собак, пастушья. Собака-труженик. Собака, приспособленная к жизни в регионе с очень сложными условиями для существования, способная на протяжении всей своей жизни работать круглый год все 24 часа в сутки.

Нужно хотя бы коротко описать специфику климата района, в котором обитают эти собаки, чтобы уяснить и понять, как они здесь могли жить и работать, тогда как другая, без жизненного опыта, полученного от предков, не приспособленная в своей физиологии к выживанию в этих районах, здесь выжить и тем более работать не смогла бы.

Кратко приведем те характерные особенности региона, которые помогают понять специфику этого района, используя ряд положений по книге президента АН Туркменистана А. Г. Бабаева и 3. Г. Фрейкина «Живая пустыня». В истории мировой культуры зона пустынь оказалась местом зарождения древних цивилизаций. И это не случайно Зарождение древних цивилизаций произошло благодаря труду людей, а не пустыне. Но природной основой была пустыня, и необходимые для существования ресурсы дала именно она. Пустыня давала людям пищу, одежду, жилище. Но этими благами пользовались не все, а только те, кто проник в ее тайны, разгадал «механизм» развития ее природных процессов, понял, как оградить себя от опасных для живого организма особенностей «песчаного царства».

В пустынях растения не образуют сомкнутого пространства, и кустарники и травы растут редко, на расстоянии друг от друга. Урожайность низкая, это вынуждает овец и верблюдов собирать корм с большой площади, находясь при пастьбе в движении. Отсюда берет начало необходимость кочевать. Скотоводство – основное занятие жителей пустынь – обязывало вести кочевой образ жизни скот идет за кормом, люди – за скотом.

В пустыню человека влекли и удерживали в ней разные обстоятельства, прежде всего недостаток воды в оазисах.

«Были и другие причины, заставлявшие некоторые племена вести кочевую жизнь в пустыне, – это ее природная труднедоступность. Среднюю Азию, начиная с древнейшего времени, завоевывали персы во главе с Киром (VI в. до н.э.), греки под предводительством Александр Македонского (IV в. до н.э.), арабы 0/11-1Х вв. н.э.), монгольские полчища Чингиз-хана (XIII в.) и Тимура (XIV в.), позднее воины Надир-шаха, Узбек-хана и др.

Дороги завоевателей шли с разных сторон. Придерживаясь рек, они захватывали и разоряли мелкие оазисы, расположенные вдоль предгорий Копетдага, крупные оазисы в низовьях Мургаба (древний Мерв или Маргиана), Амударьи (древний Хорезм), в среднем течении Зеравшана (Согд со столицей Мараканда) и ряд других областей. Пустынные, незаселенные территории оставались в стороне от главных дорог, будучи своего рода «природной крепостью». Отсутствие больших источников воды, дорог делали пустыню неприступной. Она покорялась лишь тем, кому удавалось перегнать скот в безопасное место, кто избегал плена и разорения.


Статья перепечатана с сайта Международного Клуба САО www.cao.ru, с разрешения руководства Клуба и автора.